Современный экономичный автомобиль

Некоторые примеры снижения потребления топлива

Грузовой автомобиль с поднятой осьюАвтор: Юлиюс Мацкерле (Julius Mackerle)
Источник: «Современный экономичный автомобиль» [1]
Количество просмотров 3839 Количество комментариев 0

У трехосных грузовых автомобилей действенным способом экономии энергии является поднятие задней оси ненагруженного автомобиля. В случае движения по автомагистрали достаточно, чтобы ведущей была только одна средняя ось, что значительно сокращает потери в трансмиссии.

Грузовой автомобиль с поднятой осью
Грузовой автомобиль с поднятой осью

Если автомобиль загружен полностью, то все колеса находятся в сцеплении с дорогой. При движении незагруженного автомобиля третья ось может быть поднята и, следовательно, не будет затрачиваться энергия для деформации шин и снизятся потери в подшипниках колес. Грузоподъемность шин второй оси у незагруженного автомобиля в этом случае не превышается. Увеличение загрузки ведущей средней оси может быть целесообразным также при движении порожнего автомобиля по бездорожью, разжиженному грунту.

Хорошим примером поиска путей снижения расхода топлива легковыми автомобилями служат различные соревнования на минимальное его потребление. В них чаще всего участвуют обычные серийные автомобили, на которых разрешается проводить лишь очень незначительные доработки. Во время соревнований строго определяется и способ движения, например, запрещено движение по инерции на спуске с выключенным двигателем. Однако проводятся соревнования и с более свободными правилами, с малым количеством ограничений. Так, фирма «Шелл» ежегодно организует соревнования по достижению минимального расхода топлива. Автомобиль, участвующий в этих конкурсах, должен иметь не менее трех колес, а каждое колесо — нагрузку не менее 20 % полной массы автомобиля. Объем двигателя не регламентируется. Обороты стартера при запуске двигателя не должны превышать 1000 мин-1, с тем, чтобы он не мог быть использован в качестве вспомогательного средства для аккумулирования энергии раскрученным маховиком. Электроаккумуляторы могут быть использованы только для зажигания, измерительных приборов и освещения. Другие аккумуляторы энергии использовать запрещается. Количество топлива, израсходованное на прохождение установленного расстояния, точно измеряется. На основе измерений пройденного пути и израсходованного топлива рассчитывается пробег автомобиля на одном литре топлива. Средняя скорость при испытаниях должна быть не менее 15 км/ч. Допускается примешивание к топливу воды в любом виде.

В автомобилях, участвовавших в таких соревнованиях, использовались большей частью одноцилиндровые бензиновые двигатели воздушного охлаждения фирмы «Хонда» (Япония) с объемом 50 – 67 см3, дизели фирмы «Фэримэн Дизель» (ФРГ) с рабочим объемом 200 см3, а также двигатели оригинальных конструкций. Для контроля минимальной скорости и попеременного включения и выключения двигателя часто используют электронное управление.

Движение по инерции допускается только с включенным двигателем. Почти все автомобили конструктивно сделаны трехколесными, снабжены камерными шинами высокого давления. Несмотря на малые скорости, кузова этих автомобилей имеют аэродинамически совершенные формы для максимального сокращения этого вида потерь. Чтобы достичь минимальной лобовой площади, гонщики в машинах располагаются в положении лежа. Собственная масса таких автомобилей не превышает обычно 50—60 кг.

Ф. Майер является обладателем рекорда, установленного в 1980 г. [2] на автомобиле учебного центра фирмы «Мерседес-Бенц» (ФРГ) с одноцилиндровым дизелем непосредственного впрыска фирмы «Фэримэн Дизель» с рабочим объемом 200 см3.

Двигатель был отрегулирован на минимальную мощность 0,75 кВт, и экономичный режим его работы обеспечивался электронным регулированием. Режим движения был импульсным: разгон при оптимальных условиях, после этого — движение накатом, далее цикл повторялся. На одном круге длиной 800 м мощность от двигателя передавалась на колеса лишь в течение 3 с.

Достигнутые результаты достойны удивления. Автомобиль-рекордсмен проехал путь, соответствующий пробегу 1284 км на 1 литр дизельного топлива, т. е. 0,0778 л на 100 км. В классе автомобилей с бензиновым двигателем установленный рекорд был эквивалентен пробегу 745 км на 1 л бензина (водитель Г. Pay, ФРГ). После завершения гонок в Вельцхайме каждый желающий мог проехать по трассе, используя методы вождения и управления двигателями, применяемые гонщиками. И в этом Случае на обычном серийном автомобиле модели «Рено 5TL» (Франция) водитель А. Финкель из ФРГ достиг расхода горючего 3,65 л на 100 км.

Опубликовано 26.11.2013

Читайте также

Сноски

  1. Мацкерле Ю. Современный экономичный автомобиль/Пер. с чешск. В. Б. Иванова; Под ред. А. Р. Бенедиктова. - М.: Машиностроение, 1987. - 320 с.: ил.//Стр. 299 - 301 (книга есть в библиотеке сайта). – Прим. icarbio.ru
  2. При оценке результатов рекордов следует исходить из даты написания книги. – Прим. icarbio.ru

Комментарии

Ваше имя:
Ваш e-mail: необязательное поле
Кто Вы?
Человек
Человек
Робот
Робот

Все материалы, представленные на данном сайте, защищены законодательством в области авторского права. Смотрите публикация Ваших материалов, условия перепечатки материалов, соблюдение авторских прав.
Дизайн и поддержка – Владимир Егоров, icarbio.ru 2010-2014 ©.

Рейтинг@Mail.ru