Современный экономичный автомобиль

Вариатор или автомат – что лучше?

Вариатор или автоматАвтор: Владимир Егоров
Источник: icarbio.ru
Количество просмотров 8121 Количество комментариев 3

Раньше при покупке автомобиля приходилось выбирать между механической (МКПП) и автоматической (АКПП) коробками передач. Теперь выбор существенно расширился – появились автомобили с роботизированными коробками, коробками DSG и вариаторами. В этой связи возникает вопрос: что лучше – вариатор или автомат?

Вариатор или автомат

Вначале кратко рассмотрим устройство как вариатора, так и классического автомата, прежде чем переходить к их непосредственному сравнению.

Устройство вариатора

Вариатор
(от лат. variātor «изменитель») автоматическая трансмиссия, способная плавно изменять передаточное отношение в некотором диапазоне. Неформальное название – вариаторная коробка передач или АКПП вариатор.
Современный клиноременный вариатор
Современный клиноременный вариатор

Существует множество вариантов конструкции вариаторов, но в автомобилестроении широкое применение нашли два типа:

  • клиноременные;
  • тороидные.

Клиноременные в свою очередь подразделяются на вариаторы с клиновидным толкающим ремнём и с цепью. В первом случае применяется толкающий ремень, набранный из стальных лент, на который поперечно надеты плоские клиновидные пластины. Передача момента осуществляется боковой поверхностью ремня. Во втором используется цепь, также набранная из тонких металлических пластин (но расположенных продольно), соединённых осями. Последние своими торцами и передают крутящий момент.

Тороидный вариатор устроен иначе. Его конструкция включает два соосных диска с тороидными поверхностями, между которыми зажаты ролики. Один диск является ведущим, а другой – ведомым. Изменение передаточного отношения в данном вариаторе осуществляется поворотом роликов. Передача крутящего момента обеспечивается только силами трения между тороидными поверхностями дисков и роликами. Нередко в одной коробке объединяют две тороидные передачи.

Устройство автомата

Автомат
Обиходное название для классической гидромеханической автоматической коробки передач. Такая коробка передач обеспечивает автоматический (без прямого участия водителя) выбор соответствующего текущим условиям движения передаточного числа, в зависимости от различных факторов.
Коробка автомат
Коробка автомат

В данной статье под автоматом мы будем понимать именно классическую гидромеханическую автоматическую коробку, хотя иногда так называют и вариатор, и роботизированную коробку.

Коробка автомат включает следующие элементы:

На переднеприводных легковых автомобилях в конструкцию также часто включают главную передачу и дифференциал.

Гидротрансформатор вращается в масляном картере и, пробуксовывая, уменьшает рывки в трансмиссии при переключении передач, заменяя собой сцепление, а во вторых дополнительно увеличивает передаточное отношение. Переключение же передач в планетарном редукторе осуществляется за счет фрикционных элементов, который при включении останавливают необходимые шестерни или водило. Кроме того планетарный редуктор позволяет изменить направление вращения выходного вала (реверс).

Раньше в автоматах было 4 передачи, сейчас их число достигает 8 (в одном редукторе соединено более одной планетарной передачи). Это позволяет полнее использовать возможности двигателя и дает экономию топлива, но усложняет и удорожает конструкцию.

Автомат или вариатор – сравнение

А теперь взвесим преимущества и недостатки вариатора и автомата.

Преимущества вариатора:

  1. Крутящий момент и мощность доступны без разрывов, а, следовательно, рывков. Что обеспечивает плавную езду и трогание в любых условиях (это особенно актуально для начинающих водителей).
  2. За счёт первого пункта достигается быстрое ускорение (не затрачивается время на переключение передач).
  3. Меньший расход топлива в сравнении с автоматом за счёт того, что двигатель работает в оптимально режиме.
  4. Оптимальная нагрузка на двигатель уменьшает вероятность его поломок и увеличивает ресурс.
  5. Шум автомобиля с вариатором ниже.
  6. Возможность легко реализовать эмуляцию ручного режима переключения передач (подрулевые лепестки) даже на бюджетных моделях.

Недостатки вариатора:

  1. Стоимость ремонта и обслуживания вариатора выше, чем автомата.
  2. Ниже надежность – конструкция недостаточно отработана.
  3. Ремонт могут произвести не во всех автомастерских.
  4. Работа вариатора зависит от большого числа датчиков, поэтому выход хотя бы одного из них может повлечь неправильную работу вариатора в целом.
  5. Есть ограничения на буксировку автомобиля с вариатором, а также буксирование таким автомобилем прицепа или другого транспортного средства.
  6. Как правило, вариатором оснащают автомобили с двигателями до 200 л. с. (ограничение на передаваемую мощность). Однако этот недостаток будет постепенно уходить.

Преимущества автомата:

  1. Конструкция хорошо отработана и обладает высокой надежностью.
  2. Ремонтопригодность выше, чем у вариатора.
  3. Ремонт могут произвести в большинстве автомастерских.
  4. Нет ограничения на передаваемую мощность.

Недостатки автомата:

  1. Повышенный расход топлива из-за пробуксовки гидротрансформатора и ограниченного числа передач (на 5 – 15 % в сравнении с вариатором).
  2. Разгонная динамика ниже, чем у вариатора.

Подведём итог. Классический автомат переживает свой закат и в скором будущем будет вытеснен вариатором (и другими современными коробками передач). Это связано с недостаточной экономичностью даже современных автоматов, которая обусловлена самой конструкцией гидромеханической коробки (пробуксовка гидротрансформатора). Сдерживающим фактором, не дающим окончательным вытеснить обычный автомат, является в первую очередь отработанность конструкции, которая приводит к сравнительно высокой надежности и ремонтопригодности. Безусловно, по комплексу эксплуатационных характеристик вариатор выигрывает. С повышением надежности последнего классический автомат исчезнет. Будущее, конечно, за вариатором!

Последнее обновление 18.06.2014
Опубликовано 18.06.2014

Читайте также

Комментарии

Ваше имя:
Ваш e-mail: необязательное поле
Кто Вы?
Человек
Человек
Робот
Робот

Очень понравилось.С удовольствием прочитаю еще раз. Огромное спасибо!

Татьяна 25.07.14 09:02:23

очень интерестные статьи все четко и понятно как дляя первокластника. Спасибо большое.

Владимир 20.11.14 12:30:08

Отличная статья и сопровождающие видео. Большое спасибо за труд.

Константин 09.01.15 09:32:47

Все материалы, представленные на данном сайте, защищены законодательством в области авторского права. Смотрите публикация Ваших материалов, условия перепечатки материалов, соблюдение авторских прав.
Дизайн и поддержка – Владимир Егоров, icarbio.ru 2010-2014 ©.

Рейтинг@Mail.ru