|
|||||||||||
Вариатор (CVT)Автор: Владимир ЕгоровИсточник: icarbio.ru
23513 2
Существует большое количество работоспособных конструкций вариаторов, однако в автомобилестроении нашли применение только клиноременный и тороидный.
В настоящий момент наибольшее распространение получил клиноременный вариатор. Впервые клиноременный вариатор «Variomatic CVT» был представлен в 1958 году на легковом автомобиле «DAF». Его приемник вариатор «Transmatic» с 1984 года начал устанавливаться на автомобили «Fiat» и «Ford». Клиноременный вариатор – это стандартная автоматическая трансмиссия для множества автопроизводителей, выпускаемая под собственными названиями:
Клиноременные вариаторы также устанавливаются и на некоторые модели автомобилей «Chrysler» («Dodge», «Jeep»), «Fiat», «Mini», «Mitsubishi», «Opel», «Peugeot» и др. Помимо этого аналоги бесступенчатой трансмиссии «Variomatic» используются в современных мотороллерах (скутерах), являясь их стандартным элементом примерно с 80-х годов XX века. Вариатор ставят на скутеры с наиболее ходовыми объемами двигателей (50, 70 и 125 см3) таких компаний как «Malossi», «Polini», «Doppler» и др. Наиболее известный тороидный вариатор выпускает компания «Nissan» под именем «Extroid». Устройство вариатораВариатор как коробка передач включает в себя следующие элементы:
Для передачи крутящего момента и разъединения вариатора и двигателя могут быть использованы:
Последний вариант является самым популярным, потому что гидратрансформатор обеспечивает плавность работы механизма при передаче крутящего момента, следствием чего является больший ресурс вариатора. В автомобильных вариаторных коробках передач применяют электронное управление, основными функциями которого являются:
Непосредственное же управление вариатором водитель производит при помощи рычага селектора. Режимы управления аналогичны режимам обычной АКПП. Также в CVT может быть реализована возможность выбора фиксированных передаточных отношений (аналог функции «Tiptronic»). Наличие данной функции в первую очередь позволяет преодолеть негативное восприятие многими водителями постоянной скорости вращения двигателя при разгоне. У ряда производителей данная функция называется иначе: «Sportronic» у «Mitsubishi», «Autostick» у Chrysler. Конструкция клиноременного вариатораКлиноременный вариатор состоит, как правило, из одной, реже двух ременных передач. Передача включает два шкива, соединенные клиновидным ремнем. Шкив образуют два конических диска, которые могут сдвигаться или раздвигаться, обеспечивая тем самым изменение диаметра шкива. Для сближения конусов используется гидравлическое давление, центробежная сила, усилие пружин. Конические диски имеют угол наклона около 20°, который обеспечивается перемещение ремня по поверхности шкива с наименьшим сопротивлением.
На ранних клиноременных вариаторах ремень был выполнен из резины (как на современных скутерах), что делало его недолговечным (примерно 50000 км пробега) и недостаточно гибким (радиус изгиба не менее 90 мм). Плохая гибкость приводила в итоге узкому диапазону регулирования. Подавляющая часть современных вариаторных КПП применяют гибкий клиновидный толкающий ремень из нескольких стальных лент (порядка 10 – 12) и связанных с ними фасонных пластин в виде «бабочки». Передача крутящего момента осуществляется за счет сил трения между шкивами и боковой поверхностью ремня. Такая конструкция даёт высокую прочность, долговечность, гибкость (минимальный радиус изгиба 30мм) и низкий уровень шума. Именно появление металлического клиновидного ремня позволило широко использовать вариатор на автомобилях, так как он мог передавать значительный крутящий момент.
Другой вариант – это использовать металлическая цепь («Multitronic», «Lineartronic»). Такие CVT называют клиноцепными (их считают подклассом клиноременных). Металлическая цепь в таком вариаторе состоит из тонких пластин соединенных осями, что обеспечивает лучшую гибкость (радиус изгиба около 25 мм). Крутящий момент в отличие от клиноременного вариатора передается торцевой поверхностью цепи при ее точечном контакте с коническими дисками. В местах контакта возникают высокие напряжения, поэтому диски изготавливаю из высокопрочной подшипниковой стали. Клиноцепной вариатор обладает лучшим КПД в сравнении с другими CVT. Конструкция автомобильных CVT не способна обеспечить реверсивное движение. Чтобы дать возможность автомобилю двигаться задним ходом в вариаторных коробках передач применяются дополнительные механизмы. Таким механизмом чаще всего выступает планетарный редуктор, который устроен и имеет принцип работы аналогичный редуктору автоматической коробки передач. Некоторые особенности тороидного вариатора
Тороидный вариатор состоит из двух соосных дисков с тороидными поверхностями, между которыми зажаты ролики. Один диск является ведущим, а другой — ведомым. Изменять передаточное отношение в таком вариаторе осуществляют, меняя положения роликов. Передача крутящего момента обеспечивается только силами трения между тороидными поверхностями дисков и роликами. Часто одна тороидная коробка состоит из двух тороидных передач.
Принцип работы вариатора на автомобилеПринцип работы вариатора на автомобиле заключается в изменении диаметров шкивов (для клиноременного вариатора) или положения роликов зависимости от режима работы двигателя. Диаметр шкива изменяется с помощью специального привода. В начале движения автомобиля обеспечивается максимальное передаточное отношение. В этом случае, если вариатор клиноременный, то ведущий шкив вариатора имеет наименьший диаметр – конические диски максимально разжаты, а ведомый шкив при этом имеет максимальный диаметр – конические диски максимально сжаты. Если вариатор тороидный, то ролики повернуты к ведущему диску с тороидной поверхностью. При увеличении числа оборотов двигателя диаметр ведущего шкива увеличивается, а ведомого – уменьшается, соответственно и уменьшается передаточное число. В тороидном вариаторе происходит поворот роликов к ведомому диску. При дальнейшем разгоне вариатор поддерживает оптимальные обороты двигателя, при которых реализуется максимальная экономия топлива и наилучшая динамика автомобиля. Преимущества и недостатки вариатораПреимущества:
Недостатки:
Опубликовано 26.08.2013 Читайте также
КомментарииВсе материалы, представленные на данном сайте, защищены законодательством в области авторского права. Смотрите публикация Ваших материалов, условия перепечатки материалов, соблюдение авторских прав. |
сейчас появилась новая бесступенчатая передача - "волновой мост", чисто геометрическая и не ограниченная по мощности и ресурсу. компактная и мощная с кпд>=0.98 не дорогая найдет применение в машиностроении и на авто!
Очень интересная и познавательная статья. Большое спасибо.